Воскресенье, 19.05.2024, 20:42


Главная
Регистрация
Вход
Мой сайт Приветствую Вас Гость | RSS  
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Февраль » 20 » Tourdom.ru - про
12:23
 

Tourdom.ru - про

Туризм в условиях госплана? Реалии из жизни минских турфирм

У минского туриста, как у сказочного героя на распутье, есть три варианта поведения: направо пойдешь – на автобус сядешь и получишь за сравнительно небольшие деньги экскурсионный или пляжный отдых в Европе. Прямо пойдешь – окажешься на борту а/к «Белавиа» (других перевозчиков здесь нет), который в большинстве случаев доставит тебя в Турцию. Ну а налево отправишься – попадешь в Москву, а там уж лети, куда душа твоя попросит: хоть в Таиланд, хоть в ОАЭ, а хоть все в ту же Турцию. Корреспонденты «ГЛ» Татьяна Гойдина и Оксана Никонова, побывавшие по заданию редакции в Минске, обнаружили, что такое «разнообразие выбора» имеет свою политико-экономическую логику.

» Эх, прокачу!

Емкость белорусского рынка относительно невелика, основная его часть сосредоточена в Минске, где проживает около двух млн человек. Мало кто может позволить себе покупку дорогого тура, подавляющее большинство отдыхающих предпочитает экономичные варианты с автобусным переездом. «Его стоимость в полтора раза ниже, чем цена пакета, включающего авиаперелет, а это весьма существенно», – говорит замдиректора туркомпании «Солид» Стелла Дударевич.
Белорусские операторы колесят по Европе: возят автобусами на море в Болгарию, Румынию, Турцию, Хорватию; устраивают туры на уик-энд в Варшаву и Краков (цена последнего предложения – всего около 70 евро). «Количество чартерных автобусных программ варьируется в зависимости от уровня цен на направлении и от сложности организации туров», – говорит директор компании «Галар-Экспо» Дмитрий Жучков. В близлежащие и сравнительно недорогие Польшу и Чехию летом отправляется еженедельно три – пять длинных цепочек, в Испанию – две-три, во Францию – одна. В прошедшем сезоне настоящий аншлаг собрали поездки в Румынию: еженедельно здесь курсировали 15–17 автобусов. Почему именно Румыния?
Начнем с того, что минувшим летом на белорусском рынке пляжный отдых практически догнал по спросу «экскурсионку»: сказались проблемы с отправкой туристов на европейские маршруты. Так, польские таможенники, задетые особенностями белорусско-польских политических отношений, провоцировали огромные очереди на границе – ожидать приходилось иной раз по шесть-семь часов. Немецкое консульство давно отпугивает многих потенциальных аппликантов частыми отказами. А французское регулярно срывает групповые туры, выдавая визы позже срока, причем не только во Францию, но и в Испанию, так как ее визы белорусы получают здесь же. «Любой автобусник скажет, что если бы не французы, то отправлять можно было бы в два-три раза больше клиентов», – сетует Наталья Боровец, директор по туризму компании «МАТЭП-90».
Некоторые операторские фирмы, чтобы по причине недобора групп не отменять тур и не терять места в гостиницах, пытались пристроить туристов в автобус к конкурентам, но это далеко не всегда удавалось из-за разобщенности операторов на рынке. Не получилось и перераспределения турпотока с экскурсионной Европы на традиционные пляжные маршруты в Турцию и Египет: летать туда из Минска слишком дорого, а из Москвы не вполне удобно (об этом мы поговорим ниже). Гораздо более экономичный вариант – пляжный автобусный тур в Болгарию, Хорватию, Румынию: в обход «страшных» консульств и в объезд Польши через территорию Украины.
Из трех потенциально хитовых стран летнего автобусного туризма Хорватия и Болгария оказались малополезными. Первая потеряла около 40% клиентского интереса в связи с введением в 2005 г. визового режима. Болгария подорожала до уровня, критичного для рынка – более высокие категории отелей и система «все включено» не являются козырями для общения специалистов минских турифирм со своими клиентами. И что же осталось белорусам летом-2005? Единственная и неповторимая, дешевая и доступная Румыния. Неудивительно, что игроки рынка отметили на этом направлении всплеск спроса в 2,7 раза по сравнению с предыдущим сезоном. «Для сравнения: автобусный тур в Румынию, отель 3* на 12 ночей, стоит 420 евро на двоих, – говорит Дмитрий Жучков. – А в Кушадасах средняя цена равнозначного отеля на 11 ночей на двоих с вылетом из Минска – $1440».

» Семь верст – не крюк

Количество стартующих из Минска чартерных авиарейсов отражает туристическую активность региона лишь частично: по некоторым оценкам, отсюда вылетают 40–50% от всего числа туристов, предпочитающих перемещение по воздуху автобусному переезду. Остальные 50–60% путешествуют через Москву. Основная причина – разница в ценах, причем не в пользу минских операторов.
Дороговизна белорусского продукта обусловлена в первую очередь отсутствием альтернативы по авиаперевозке: единственная действующая на рынке а/к «Белавиа». Себестоимость билета, например, в Турцию составляет для белорусских турфирм $270–275, туристам он обычно достается за $300. «А по горящему туру московского оператора этим летом можно было 10 дней отдыхать в Турции за $360, – говорит генеральный директор компании «Внешинтурист» Владимир Маковский. – Понятно, что многие белорусы предпочитают вылеты из Москвы». К дороговизне
перевозки добавляются и другие факторы. Не имея больших объемов, местные производители турпродукта не могут получать хороших цен на наземное обслуживание. Кроме того, москвичи предлагают гораздо больше вариантов продолжительности тура, чем минчане. Да и ассортимент туристических направлений у первых богаче: к примеру, белорусы не поднимают чартеры ни в ОАЭ, ни в страны Юго-Восточной Азии.
Практически все турфирмы страны, даже если они сами занимаются собственной операторской деятельностью, работают как агенты москвичей. Ежедневно в аэропорты Домодедово и Шереметьево уходит 7–10 автобусов из Минска – организованы специальные чартерные цепочки. Стоимость проезда туда и обратно – всего $35. Правда, путешествие получается не из комфортных. «Дорога тяжелейшая, 10 часов как-никак, – рассказывает Александр Шестеров, – приходится ехать ночью в автобусе с детьми. Особенно трудно летом. А потом представьте: измотанные люди приезжают в московский аэропорт, а там задержка чартера – и они сидят часами и ждут». Бывает, что автобусы ломаются в дороге. «Этим летом в нашей практике был случай, – рассказывает генеральный директор московской компании «Фреш Трэвел» Геннадий Косарев, – автобус с белорусскими туристами застрял под Смоленском. Те, кто мог, пересели на проходящий транспорт, но человек 20 в результате все же опоздали к вылету. Из разговоров с минскими коллегами я понял, что это весьма распространенная ситуация».
И тем не менее спрос на подобные туры стабилен. «Для семьи из трех-четырех человек разница в $100–150 на каждого дает весьма ощутимую экономию, – говорит руководитель департамента туризма компании «ТРАНСАЭРО ТУРС» Инна Сафроняк. – А в случае с горящими турами разница еще заметнее». Генеральный директор компании «СМОКтрэвэл» Лариса Бойко отмечает, правда, что в последнее время появляется все больше белорусов, предпочитающих летать из Минска: «Для некоторых туристов разница в деньгах уже не играет такой роли, как раньше. А тот факт, что в Минске за все лето не было ни одной задержки чартерного рейса, становится дополнительным аргументом в пользу «домашнего» продукта».

» Летайте самолетами…

Доля туристов, вылетающих на отдых из Минска, хотя и составляет меньшую часть всего турпотока, все же ощутима для туррынка. Безусловное лидерство здесь за чартерами в Турцию. Некоторое удивление вызывает летний объем перевозки в Кушадасы, практически сопоставимый с анталийским: три длинные чартерные цепочки со средней периодичностью 11–12 дней. Эксперты говорят, что такого количества рейсов слишком много для Беларуси, ведь есть еще по цепочке на Мармарис и Бодрум. В результате компании время от времени испытывают проблемы горения. «Мы загружаемся по Турции, но меня не радует то, как мы это делаем, – сетует генеральный директор компании «Сакуб» Татьяна Грачева. – Загрузить-ся – не значит заработать. Средняя прибыль туроператора на минском рынке составляет $100–120 на номер в отеле 5*, а на трехзвездочниках иногда зарабатываем не больше $30».
В последнем летнем сезоне несколько упала популярность перелетов в Болгарию – это произошло по тем же причинам, что и снижение объемов автобусного туризма в эту страну, а именно – из-за удорожания наземных услуг. Зато возрос интерес к Черногории. Летом рейс в Тиват выполнялся не напрямую, а с посадкой в Салониках, однако операторы подумывают о том, чтобы в будущем году сделать оба направления самостоятельными. Впервые в этом сезоне появился рейс на Тунис, причем, судя по отзывам, грузился он весьма не-плохо.
Консолидацией рейсов занимаются авторитетные турфирмы города – «Алатан Тур», «Внешинтурист», «СМОКтрэвэл», «Сакуб», авиаброкер «Аэробелсервис» и др. А вот «пришлых» игроков в Минске совсем немного: «Натали Турс» участвует в полетах в Испанию и Турцию и «Пегас Туристик» с нехарактерной для себя скромностью держит летом всего один борт в Анталью. «Расчет этих компаний при выходе на наш рынок понятен, – говорит Татьяна Грачева. – Они видели, сколько туристов едет в Испанию и Турцию через Москву, и решили пустить этот поток через свои же компании, но из Минска».
Впрочем, до активного завоевания москвичами Беларуси дело, похоже, дойдет еще не скоро. «Рынок этот сложный, – рассказывает замдиректора управления выездного туризма компании «Натали Турс» Ольга Вышинская. – Недостаточно высок уровень жизни населения, есть визовые проблемы. Регион отличается небольшой глубиной продаж (для сравнения: испанские туры июля–августа мы продаем в Москве за два месяца, а в Минске – за две-три недели) и низкой стоимостью продаваемого продукта. Без спецпредложений здесь можно обойтись только в самый пик сезона».
Однако приход москвичей все же внес определенные коррективы в структуру минского турбизнеса. Так, единственной белорусской компанией, самостоятельно заключающей контракты с авиаперевозчиком на испанском направлении, остался «Сакуб», все остальные идут через «Натали Турс». Приход в Минск «Пегаса» сопровождался традиционной «игрой на понижение»: при себестоимости билета в Анталью в $275 оператор в 2004 г. продавал неделю в отеле 3* all inclusive за $250. В этом году «Пегас» открыл собственное представительство в Минске, но летом единоличным лидером в области демпинга не стал: было кому и среди местных игроков ронять цены.
Теперь рынок ожидает, как будут разворачиваться события в зимнем сезоне: с 15 октября «Пегас» поднял по еженедельному рейсу в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. Многие руководители операторских фирм рады такому развитию событий. Раньше единственный рейс в Хургаду с посадкой в Шарме консолидировали компании TechnoStar и «Юнион Лайн», не желавшие делиться билетами со своими минскими коллегами и предлагавшие им покупать полностью сформированные турпакеты. «Пегас» же охотно уступает блоки мест на своих бортах. А с учетом большего, чем у минчан, запаса прочности московской компании сомнений в исходе конкурентной борьбы на египет-ском направлении ни у кого, похоже, не остается.

» Не только на выезд

Главное событие года для белорусских турфирм состоит в том, что власти страны решили стимулировать развитие инкаминга. 1 июля Александр Лукашенко издал указ, обязывающий всех местных туроператоров работать на прием. До 30 июля компании должны были известить туристические власти о своем желании по-прежнему иметь статус туроператора, а значит – о готовности заниматься въездным туризмом. Те, кто этого не сделал, получили агентскую лицензию и теперь ограничены продажей чужого продукта. Начальник Управления туризма Министерства спорта и туризма Республики Беларусь Виктор Янковенко считает, что такая мера послужит приведению туристического рынка в более упорядоченный вид: «Среди операторов останутся самые серьезные, умеющие работать».
После Нового года компаниям (по данным Управления туризма, из почти 700 действующих в стране фирм заявление на туроператорскую деятельность подали 300) предстоит дать отчет: сколько туристов отправили, сколько приняли. Эта информация послужит основой для определения чиновниками нормы по приему иностранных туристов. Некоторые специалисты всерьез полагают, что введение такого «госплана» может помочь белорусским турфирмам в конкурентной борьбе с «иностранцами». «Надо ставить фирмам условие – принимать не менее 10% от выездного объема, – говорит Владимир Маков-ский. – Не будешь обеспечивать такой объем – работай через белорусских операторов. Это даст нам возможность защитить себя от интервенции зарубежных фирм, которым не важны наши национальные интересы по развитию туризма».
Согласно данным Министерства спорта и туризма Беларуси, в ближайшие пять лет планируется увеличить количество иностранных туристов в 8–10 раз. Замминистра спорта и туризма Чеслав Шульга считает, что уже сейчас можно говорить о хорошей динамике въезжающего потока – в 2004 г. он увеличился на 5% по сравнению с 2003 г., а показатели года нынешнего наверняка обгонят предыдущие. Но не все участники рынка смотрят в будущее с таким оптимизмом. «Когда обсуждался вопрос, сколько иностранных туристов стоит ожидать в Беларуси, наши власти почему-то решили, что мы можем принимать на уровне Чехии, – говорит один из участников рынка. – Но это нереально! Да, у нас красивая природа, но почти все памятники архитектуры были разрушены во время войны, а инфраструктура вообще не развита».
По оценке экспертов, на данный момент более 70% всех имеющихся туристических объектов требуют модернизации с целью соответствия европейскому стандар-
ту. Некоторых категорий отелей практически не существует как класс – в Минске, например, имеется только одна гостиница 4*, а 5* нет вообще. Стоимость проживания (по нарастанию) варьируется в зависимости от гражданства постояльцев: для белорусов одна, для россиян – другая, для жителей дальнего зарубежья – третья. Переход между минимальным и максимальным значением доходит до полутора-двух раз, а уровень сервиса отнюдь не соответствует высоким ценам.

Просмотров: 384 | Добавил: oweemeas | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz